Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Государственная система советского дизайна уникальна, ничего подобного в мировой практике не существовало. Ее формирование началось в 1960-е годы. В апреле 1962 года было подписано Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путём внедрения методов художественного конструирования», то есть дизайна.
Постановление подготовил Юрий Борисович Соловьев – основатель и руководитель Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), который был основан в 1962 году. Несмотря на то, что институт был создан, во многом, по образцу Британского совета по дизайну, его структура была уникальной. Он занимался разработкой и внедрением методов художественного конструирования, определением требований дизайна к изделиям, научными исследованиями, установлением профессиональных международных связей.
Одним из важнейших отделов ВНИИТЭ был Отдел теории дизайна, сотрудниками которого были социологи, философы, историки культуры и искусства. Отдел выпускал журнал "Техническая эстетика", издавал книги по эргономике, психологии дизайна. Теоретическая школа советского дизайна была одной из самых передовых в мире.
В 1960−1970-е были открыты 10 региональных филиалов ВНИИТЭ в крупнейших союзных республиках СССР. Кроме того, была создана разветвленная сеть специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) и других отраслевых служб дизайна, получающих методические рекомендации ВНИИТЭ.
Проекты советских дизайнеров часто оставались на стадии разработок или создании прототипов; большинство из них так и не вышло за пределы конструкторских бюро. Это было связано с несовершенством технологий производства, экономическими или идеологическими ограничениями. Главной проблемой было отсутствие взаимодействия между художниками-конструкторами и производством. Гуманистический подход советской школы дизайна намного опережал возможности промышленности, развитие которой было «заторможено» отсутствием конкуренции и тотальным государственным контролем.
В 1990-е, после распада Советского Союза, государственная система дизайна разрушилась, а вместе с ней были утрачены многие разработки и прототипы. Часть уникальных материалов (документы, макеты, чертежи, рисунки), была передана в дар Московскому музею дизайна советскими дизайнерами. Сотрудники музея изучают эти материалы, на их основе делают выставки и проводят образовательные программы.
Ольга Дружинина подробно расскажет о том, каким образом формировалась система дизайна в СССР, в чем ее отличие от других школ дизайна и почему многие проекты советских дизайнеров оставались на стадии разработок.
Ольга Дружинина, директор по развитию Московского музея дизайна. Историк искусства, журналист, автор статей о советском и европейском дизайне для различных СМИ. До прихода в Московский музей дизайна работала в Государственной Третьяковской галерее и ГМИИ им. А.С. Пушкина, где занималась организацией и продвижением выставочных и образовательных проектов о российском, советском и зарубежном искусстве. Участник международных конференций и симпозиумов по актуальным вопросам современного искусства и дизайна. Сокоординатор российского павильона на Лондонской Биеннале Дизайна, получившего главный приз Utopia Medal. Соорганизатор российских форумов и конференций о промышленном дизайне в современной России.